суббота, 21 мая 2011 г.

Любовь Полищук, Советский Союз!

Из серии "Потомки победителей"

Почему безумству храбрых мы поем песни? Почему мы считаем храбрость проявлением безумства? Вероятно, потому, что она на фоне общей вялотекущей жизни выглядит своеобразным вызовом людям, случаем из ряда вон выходящим...
(Л.В. СТРОНГИН)
Любовь Григорьевна
Полищук
(21.05.1949 - 28.11.2006)

Действительно, Люба, Люба, Любушка! 
Сколько счастья, солнца, любви в этих глазах, в этом прекрасном лице! Таким, наверное, и должен быть в идеале образ счастливого человека...
И даже если она ушла от нас так до конца и не реализовав свой огромный профессиональный потенциал, она все равно была счастлива! Чисто по-человечески. Потому что счастливые люди не стареют! Любе в 2006 году было 57 лет. Кто мог в это поверить?!
А потеряли многое только мы - не дорадовались, не дополучили, не стали на эти самые "проценты недореализации" счастливее. Почему? 
В одном из лучших фильмов Полищук - "Любовь с привилегиями" главный герой, бывший высокопоставленный чиновник и несостоявшийся муж героини, отвечает на это просто и ясно:"Вы все и всегда будете зависеть от нас"!
И - шесть лет творческой неудовлетворенности в реальной Любиной жизни. Только потому, что ИМ не хотелось видеть на экранах ее слишком яркое, "чувственное, несоветское" лицо...
(Государство в государстве: ОНИ - страна, все остальные - приложение к НИМ. И нужны ли стране такие неординарные, самобытные, с человеческими лицами люди, почему-то решают ОНИ)...

Любовь Полищук

Для Любы, закаленной барачным послевоенным детством, безденежье и тяготы быта не могли быть преградой на пути к основной цели. Но дело не только в "закаленности": слишком мало значит земное для талантов такого масштаба... Именно земное кладется на жертвенный алтарь.  В первую очередь - материальная оболочка, то есть здоровье. И эта великая жертва - не во имя любви и простого человеческого счастья - для реализации своего Верховного предназначения на Земле...
(В нашем же грубом человеческом понимании мы жертвуем самым дорогим, что у нас есть - ради профессионального успеха, славы, народного признания и других честолюбивых замыслов...)
 
Да, впадая на сцене в полнейшую творческую эйфорию, Люба забывала обо всем земном, поэтому и в последние годы жизни сцена была для нее сильнейшим анальгетиком, продлевая жизнь умирающему организму.
На сцене и ради сцены Люба совершала вещи, увы, не способствующие долгой и счастливой жизни, практически несовместимые с нею...

Но кто подскажет, что еще, кроме всепоглощающего служения Таланту, повелевало ею, что заставляло  забывать о себе, семье, детях, о любимом муже? Чем еще подпитывалась эта гибельная для здоровья сценическая эйфория?
Невероятно, но догадка ошеломляет: уж не
обеспеченностью ли земных тылов? Обретенным  наконец(в 35!) счастьем в любви и семейной жизни, стабильностью профессионального успеха, материальной независимостью? 
Надежный тыл "развязывал руки" - отпускал в чистое небо, вольный прекрасный свободный полет!
Парадокс и замкнутый круг: простое человеческое счастье есть основа успешной реализации творческого потенциала личности,
но - реализации губительной, разрушающей земную оболочку носителя таланта!
К несчастью (или счастью?) Господь слишком редко награждает нас таким подарком. Значит, и в этом плане Любовь Григорьевна была уникальной личностью!
Как ни печально, именно для таких как Люба успешная реализация творческого потенциала является в физическом плане разрушительной...
Но еще более катастрофично (для большинства отмеченных божественным даром!) положение тех, кто обделен простым земным счастьем: им уготована короткая жизнь и судьба неудачников.

(Видимо, таков закон нашего земного существования: наличие таланта, не поддержанного способностью обретать простое человеческое счастье, не значит ничего! Более того - сулит незавидную участь...)
Любой дар свыше - тяжелая ноша, человек обречен на вечное служение ему. И без этого не может быть счастлив...

Любовь Полищук

"...В ней не было ни тени высокомерия или звездной болезни: светским тусовкам она предпочитала семью, домашний уют. И никогда не жаловалась на жизнь. Даже если выходила на сцену или съемочную площадку, преодолевая невыносимую боль, – этого не замечали зрители и об этом не знали даже коллеги. Мы навсегда запомнили ее такой – молодой, улыбчивой, красивой, оптимистичной, влюбленной в жизнь…"

(КАРОЛИНА БИЛАН)

P.S. Не буду извиняться за то, что Любовь Григорьевна для меня просто Люба: мы дети одного поколения - послевоенного. Дети фронтовиков и победителей. После нашего рождения умер Сталин, при нас запустили человека в Космос и сместили Н.С. Хрущева, мы видели молодыми сегодняшних ветеранов Великой войны, могли вместе учиться в школе, сидеть у одного пионерского костра, петь одни песни, учиться в одном вузе. Окончили школу и приехали поступать в Москву в один год...
Мы видели вернувшихся с войны безголосых, безруких-безногих, на самодельных колясках солдат, испытывая при этом одни и те же чувства...

«Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать». 
Это из рассказа о себе Николая Олялина, сына фронтовика, киноартиста, Народного артиста Украины(1979), родившегося 22 мая 1941 года.
Люба же принадлежала к когорте кинозвезд, родившихся в первое десятилетие после Великой Победы: кому не известны Наталья Гундарева, Марина Неелова, Татьяна Васильева, Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Александр Абдулов, Ирина Алферова, Владимир Гостюхин, Валерий Гаркалин, Борис Невзоров...
Уникальное в своем роде поколение послевоенных детей, опаленных (и закаленных!) трудностями быта тех лет, детей, вдохнувших воздух Победы! Именно им повезло общаться с теми, кто прошел войну и "прошагал пол-Европы", с фронтовиками, еще не остывшими после недавних боев...  
Бывшие солдаты были не только родителями будущих кинозвезд, они ведь и учили их в театральных вузах! Зиновий Гердт, Владимир Басов, Евгений Весник, Евгений Матвеев, Глеб Стриженов, Петр Тодоровский, Николай Еременко(старший), Николай Гринько, Леонид Гайдай, Владимир Этуш...
Может, поэтому и дети послевоенных кинозвезд - состоявшиеся в профессиональном плане личности: я о сыне Любы от первого брака Алексее Макарове. Каков он как артист, многим уже известно, приведу факт из  жизни, характеризующий его как личность: уже решив стать знаменитым артистом, Алексей при получении паспорта решил сменить мамину фамилию на отцовскую - Макаров. Поступок в наше время весьма неординарный: им двигало  желание добиться успеха САМОМУ, без звездных родительских подпорок... 

Алексей Макаров
P.P.S. Ни в коей мере не оправдывая всех мерзостей, творимых с народом нашей страны, констатирую неопровержимый факт: глобальные социальные катаклизмы подобны феномену взрыва сверхновых звезд, рождающему  не только долговременное световое излучение, но и необходимые для Жизни тяжелые элементы...

Источники
Биография. 28.12. 06